Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech

Кан Константин Аликович,
начальник Управления развития
информационно-коммуникационных технологий
и интерактивных государственных услуг

В 2017 году в истории Узбекистана началась новая эра, характеризующаяся интенсивными реформами и преобразованиями во всех сферах деятельности нашей страны.

За прошедший год были кардинально преобразованы система государственного управления, судебно-правовая сфера, реализованы меры по укреплению макроэкономической стабильности, либерализации валютного рынка, повышению уровня жизни населения.

В этих условиях стремительного развития экономики, бизнеса и проводимых социальных преобразований статистика позволяет выявить и измерить закономерности развития социально-экономических процессов и явлений, а также определить взаимосвязи между ними в конкретных условиях места и времени.

О важности и необходимости проведения статистических наблюдений свидетельствуют принятые в стране следующие законодательные акты и постановления:

  • Закон Республики Узбекистан «О государственной статистике», регулирующий вопросы организации статистических наблюдений и формирования статистической информации, полномочия статистических органов;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 13.11.2008 г.
    № ПП-999 «О дополнительных мерах по повышению программно-технического обеспечения и уровня профессиональной квалификации кадров системы органов государственной статистики», послужившее толчком стремительного развития информационно-коммуникационных технологий в Госкомстате;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 31.07.2017 г.
    № ПП-3165 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике», предусматривающее коренное реформирование системы государственной статистики, внедрение в практику современных методов статистического анализа, показателей, критериев оценки и форм отчетности, соответствующих международным требованиям и стандартам, обеспечение достоверности, прозрачности и открытости статистической информации о ходе реализации социально-экономических реформ и структурных преобразований для широкого круга отечественных и зарубежных пользователей, а также расширение сотрудничества с международными статистическими организациями.

Между тем известно, что эффективность функционирования любой статистической системы существенно зависит от уровня использования современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

I. Этапы развития ИКТ в органах государственной статистики

Впервые об ИКТ в Госкомстате заговорили в 1997 году. В тот год началось оснащение статистиков персональными компьютерами и были осуществлены первые шаги к переходу на электронную обработку статистических данных. Во всех подразделениях Госкомстата строились локальные вычислительные сети. До 2003 года осуществлялось поэтапное оснащение органов статистики вычислительной техникой, велась дальнейшая разработка и совершенствование программных комплексов по обработке статистических данных.

Рис.1. Этапы развития ИКТ в органах государственной статистики

 

В 2004 г. в системе Госкомстата было начато создание корпоративной сети передачи данных между Центральным аппаратом и территориальными управлениями статистики. Скорость соединения составляла 128 кб/с, однако связь между районными и городскими отделами статистики осуществлялась посредством dial-up соединения.

В последующие годы продолжалась работа по поэтапной модернизации существующих и внедрению новых прикладных программ сбора и обработки статистической информации, оснащению рабочих мест статистиков компьютерной техникой, составившей к концу 2008 года 74%.

В результате реализации постановления Президента Республики Узбекистан
от 13.11.2008 г. № ПП-999 было проведено оснащение органов статистики современной компьютерной техникой, телекоммуникационным и периферийным оборудованием, а также лицензионным программным обеспечением. Наряду с этим были осуществлены модернизация и расширение корпоративной информационной сети Госкомстата с включением в нее районных и городских отделов статистики. В территориальных управлениях статистики были созданы Центры программно-технического обеспечения и хранения данных, осуществляющие работы по развитию ИКТ в региональных подразделениях Госкомстата.

В результате была сформирована Единая информационная система Госкомстата, представляющая собой совокупность информационных ресурсов, информационных систем, программно-аппаратного обеспечения и телекоммуникационных средств органов государственной статистики, обеспечивающая сбор, обработку, хранение и использование статистической информации.

Основное предназначение использования ИКТ в органах статистики – это автоматизация процессов статистического производства. Сюда входят сбор, обработка, накопление, хранение, обобщение, анализ и публикация статистической информации о социально-экономических явлениях, процессах и их результатах, происходящих в республике.

II. Автоматизированная информационная система сбора статистической отчетности в электронном виде «eStat»

Автоматизация процесса сбора статистической информации обеспечивается Автоматизированной информационной системой сбора статистической отчетности в электронном виде «eStat», внедрение которой осуществлялось поэтапно.

Так, на первом этапе в феврале 2011 года предприятиям и организациям была предоставлена возможность сдачи электронной статистической отчетности по четырем формам. К началу 2012 года перечень форм государственной статистической отчетности был расширен до 22-х форм.

В 2013 году проводились работы по модернизации существующей системы и переводу всех форм статистической отчетности на электронное представление.

Рис.2. Схема предоставления государственной статистической отчетности в электронном виде.

 

В результате внедрения обновленной автоматизированной информационной системы «eStat 2.0» доля субъектов, представляющих статистическую отчетность в электронном виде, в 2013 году от общего числа отчитывающихся субъектов составила 88,6 %.

С 2015 года был обеспечен полный переход всех отчитывающихся субъектов предпринимательства на представление статистической отчетности в электронном виде.

Преимуществами использования АИС «eStat 2.0» являются:

  • снижение временных и финансовых затрат при сдаче государственной статистической отчётности;
  • повышение качества статистической информации за счет первичного контроля на правильность заполнения в соответствии с требованиями форм;
  • конфиденциальность передаваемой информации;
  • оперативное и своевременное обновление форм статистической отчетности;
  • снижение объема рутинной работы по вводу и обработке информации.

Обработка и накопление статистической информации осуществляются в специализированных программных комплексах решения функциональных статистических задач. Данные комплексы разработаны собственными силами Госкомстата и позволяют производить ввод, корректировку данных, проводить проверку целостности и соответствие данных логическому и арифметическому контролю. С их помощью статистики могут получать и анализировать обобщенную информацию за любой интересующий период. Организовано взаимодействие между системой «eStat 2.0» и программными комплексами. Интеграция систем позволяет автоматизировать процессы миграции данных между различными базами данных.

III. Автоматизированная информационная система учета и идентификации юридических лиц на основе ЕГРПО «Reg-System»

В 2014 году был внедрен специализированный программный продукт «Автоматизированная информационная система учета и идентификации юридических лиц на основе ЕГРПО «Reg-System». Данная система автоматизирует процессы накопления, хранения, контроля и анализа сведений о юридических лицах, полученных от регистрирующих и других государственных органов, а также предоставляет их в установленном порядке органам государственного управления и другим пользователям.

Единый государственный регистр предприятий и организаций является автоматизированной системой, содержащей периодически обновляемые данные информационно-справочного характера, обеспечивает государственный учет
и идентификацию предприятий и организаций на основе единой системы классификаций.

Его правовой статус определен Законом Республики Узбекистан  
«О государственной статистике». Механизмы и принципы ведения ЕГРПО определены постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан
от 25.09.2012 г. № 274 «Об утверждении Положения о Едином государственном регистре предприятий и организаций».

По содержанию база данных ЕГРПО представляет собой специальным образом организованный и систематизированный перечень юридических лиц, содержащий краткую административную и экономическую информацию обо всех единицах, включенных в ЕГРПО. Структура и содержание ЕГРПО определяются международными стандартами и рекомендациями в области статистики.

Ведение ЕГРПО включает внесение соответствующей записи в электронную базу данных в случае:

а)   государственной регистрации юридического лица;

б)   государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица;

в)   государственной регистрации реорганизации юридического лица;

г)   внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации или прекращении деятельности реорганизованного (слияние, присоединение) юридического лица;

д)   получения от регистрирующего органа сведений о неосуществлении юридическим лицом финансово-хозяйственной деятельности или несформировании им уставного фонда в установленные законодательством сроки, а также его нахождении в процессе добровольной ликвидации или прекращении процесса ликвидации;

е)   изменения почтового адреса юридического лица;

ж)   изменения основного вида деятельности юридического лица и его среднегодовой численности занятых на основании годовой государственной статистической отчетности;

з)   изменения ведомственной принадлежности юридического лица на основании сведений его учредителей.

Для ведения ЕГРПО используются сведения, поступающие из регистрирующих органов, статистические данные, полученные при осуществлении государственных статистических наблюдений, регистры и информационные базы данных налоговых органов, органов по управлению государственным имуществом и других государственных органов.

Рис.3. Программный модуль для пользователей Госкомстата

 

Реализация специализированного программного продукта «Автоматизированная информационная система учета и идентификации юридических лиц на основе Единого государственного регистра предприятий и организаций  «Reg-System» была осуществлена в виде двух самостоятельных решений:

  1. Специализированное программное обеспечение (ПО) для пользователей Госкомстата (Центральным аппаратом), реализованное как отдельное инсталлируемое приложение.

ПО выполняет следующие функции:

  • непосредственное ведение ЕГРПО (добавление или изменение записей);
  • получение на основе ЕГРПО по состоянию на конкретную дату отчетов (стандартных учетных или аналитических таблиц и перечней);
  • поиск и просмотр записей по ключевым полям;
  • ведение классификаторов и справочников.
  1. Специализированное ПО для удаленных пользователей, реализованное как удаленный доступ к выделенному web-ресурсу и позволяющее манипулировать с данными через web-браузер.

ПО для удаленных пользователей выполняет следующие функции:

  • ввод и контроль данных в ЕГРПО;
  • получение на основе ЕГРПО отчетов (стандартных учетных и аналитических таблиц и перечней) на конкретную дату;
  • поиск записи по коду ОКПО и просмотр полей, содержащих общедоступную информацию.

В том же году были реализованы еще два проекта: Информацонно-аналитическая система «Гендерная статистика Узбекистана» и Электронная библиотека методических материалов «E-stat Library».

IV. Информацонно-аналитическая система «Гендерная статистика Узбекистана»

Гендерная статистика – это статистика, которая отражает реальное положение женщин и мужчин во всех стратегических направлениях, для выявления гендерных различий и их систематического изучения. Гендерная статистика относится ко всем статистическим темам, где собираются данные о человеке, и включает в себя: данные с разбивкой по полу, статистику, отражающую гендерные вопросы (гендерные показатели), а также внедрение гендерных подходов во все области статистики.

Гендерная статистика служит многим целям, но, в первую очередь, она нужна для обнаружения скрытых проблем, касающихся условий и различного положения женщин и мужчин. В этой связи гендерная статистика необходима для успешного планирования, усиления адресности, эффективного мониторинга, и оценки воздействия программ развития. Таким образом, гендерная статистика – это инструмент для продвижения справедливости и равенства, а также улучшения качества жизни всех групп населения. Таким образом, гендерная статистика вносит вклад в достижение устойчивого и всестороннего экономического роста и развития.

Разработанный специалистами Госкомстата сайт gender.stat.uz представляет собой электронную базу данных гендерной статистики, с целью дальнейшего совершенствования информации в гендерном аспекте, регулярного и своевременного выпуска данных в разбивке по полу.

Рис.4. Главная страница сайта гендерной статистики Узбекистана

 

Сайт представлен в трех языковых версиях – узбекской, русской и английской. Все показатели гендерной статистики, представленные на сайте, разделены на тематические разделы. Для удобства навигации по сайту используется система «всплывающих» меню с перечнем разделов и показателей. Показатели представлены в виде таблиц или диаграмм и графиков.

При разработке сайта били учтены рекомендации международных организаций в направлении систематизации, введении и разработке новых показателей, позволяющих проводить сравнительный анализ положения женщин и мужчин в обществе.

V. Электронная библиотека методических материалов «E-stat Library»

«E-stat Library» – электронная библиотека методических материалов представляет собой систематизированный перечень методических положений и инструкций, регламентирующих вопросы организации и проведения статистических наблюдений.

 

Рис.5. Главная страница сайта электронной библиотеки методических материалов.

Система реализована в двух языковых версиях и доступна в сети Интернет по адресу https://lib.stat.uz.

VI. Официальный сайт Госкомстата www.stat.uz

Первый официальный сайт Госкомстата в сети Интернет заработал в 2007 году. С развитием веб-технологий, увеличением количества публикуемой статистической информации и расширением электронных государственных услуг сайт Госкомстата претерпевал изменения. Текущая версия официального сайта Госкомстата www.stat.uz четвертая по счету и запущена в эксплуатацию 31 октября 2017 года.

В новой версии сайта изменился не только дизайн, но также полностью были пересмотрены его структура и содержимое.

Все статистические данные теперь публикуются в меню «Официальная статистика». Для удобства навигации и поиска необходимой информации меню разделено на тематические разделы, например, Макропоказатели, Национальные счета, Цена, Инвестиции и строительство, Малое предпринимательство, Демография и труд, и др.

В отдельных блоках на постоянной основе публикуются пресс-релизы, ежеквартальные доклады, аналитические статьи и обзоры об итогах социально-экономического развития республики и ее регионов.

Кроме того, значительно расширен перечень публикуемых сведений и информации о деятельности органов статистики, их структуре, функциональных задачах и проводимых мероприятиях.

Рис.6. Главная страница официального сайта Госкомстата.

 

Сейчас на официальном сайте Госкомстата публикуется оперативная и качественная статистическая информация, наиболее полно характеризующая развитие отраслей и сфер национальной экономики и территорий, ход реализации принятых программ по углублению реформирования и либерализации экономики, модернизации и технологическому перевооружению производства, углубленной переработке сырьевых ресурсов, комплексному развитию регионов республики, качественные изменения в уровне жизни населения. В этого результате обеспечены максимальная прозрачность и открытость статистической информации для широкого круга отечественных и зарубежных пользователей.

За годы независимости органами государственной статистики проделана плодотворная работа по внедрению и повышению уровня использования современных информационных технологий в статистической практике.

В настоящее время широкое распространение получило использование современных безбумажных технологий в процессе сбора первичных статистических данных. Постоянно расширяется круг пользователей с которыми органы статистики общаются через официальный Веб-сайт, электронную почту или другие сетевые сервисы. Это позволило максимально исключить рутинный труд по вводу и первичному контролю данных и сократить сроки выполнения статистических работ, а также создало реальные предпосылки повышения гибкости структуры управления в Госкомстате и его территориальных подразделениях.

Не менее важное влияние оказывают информационные технологии на дальнейшее усовершенствование используемых статистических методов. Доступ специалистов-статистиков через Интернет к изучению статистической информации и инструментария, размещаемого на сайтах общепризнанных международных статистических организаций, позволяет постоянно улучшать методы формирования показателей в соответствии с общепризнанной международной методологией и, таким образом, повышает их качество и сопоставимость в международном масштабе.

VII. Специализированные подразделения ИКТ

В целях широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий сбора, обработки, передачи и распространения статистических данных, углубления уровня автоматизации процессов работы со статистическими данными, формирования единого банка статистических данных, решением Президента Республики Узбекистан в структуру Госкомстата введена должность заместителя Председателя по информационно-коммуникационным технологиям и информационной безопасности.

Также сформированы два специализированных управления, каждое из которых курирует определенные вопросы внедрения и развития ИКТ в статистике.

Управление развития информационно-коммуникационных технологий и интерактивных государственных услуг выполняет и координирует работы по планированию, развитию и внедрению информационно-коммуникационных технологий, определяет единую технологическую политику Госкомстата, внутренние стандарты в отношении программных комплексов и технологических платформ, участвует в разработке регламентов и механизмов межведомственного обмена информацией, определяет приоритетные направления дальнейшего развития информационных ресурсов, государственных интерактивных услуг и программно-технического обеспечения в системе Госкомстата.

Управление информационной безопасности курирует вопросы обеспечения целостного и безопасного информационного пространства единой информационной системы Госкомстата, осуществляет администрирование и техническое обслуживание программно-аппаратного комплекса.

VIII. Перспективы развития ИКТ в органах статистики

На сегодняшнем этапе развития ИКТ в статистике, когда автоматизирована большая часть процессов статистических наблюдений, главным направлением является организация взаимодействия между системами, эксплуатирующимися в Госкомстате. Все разнообразие используемых платформ и технологий при разработке информационных систем и программных модулей необходимо объединить, привести к единому формату взаимодействия с тем, чтобы максимально минимизировать вмешательство человека в процедуры обмена информацией между системами и базами данных.

Кроме того, необходимо продолжить работу по организации взаимодействия между информационными системами Госкомстата и других государственных органов, что обеспечит реализацию следующих основных задач:

  • синхронизацию работы различных ведомств и организаций в едином информационном пространстве;
  • увеличение скорости обмена данными между ведомствами;
  • оптимизацию «сквозных» управленческих процессов;
  • сокращение трудозатрат через обеспечение однократного ввода информации и интегрированного документооборота;
  • создание «единого окна» для конечных пользователей.

Все принимаемые меры и действия по внедрению ИКТ в статистике направлены на:

  • максимальное удовлетворение спроса на статистическую информацию органами государственной власти и управления отраслью для принятия обоснованных управленческих решений;
  • активизацию и расширение спроса на объективную и актуальную информацию со стороны предпринимателей, населения, других пользователей открытой статистической информации;
  • формирование единого информационного пространства по отраслям и сферам национальной экономики страны;
  • минимизацию затрат на подготовку и обработку статистической информации, которая должна представляться в органы статистики за счет использования новых методик, технологий и систем электронного документооборота;
  • сокращение затрат на обработку и поиск информации путем применения современных технологий, исключения дублирования, трудоемких операций, использования специализированных и межотраслевых данных.

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ В 2022 ГОДУ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПОВЫШЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЕ ДОКЛАДЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КАЛЬКУЛЯТОР ИНДЕКСА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
  • ГЛАВНАЯ
  • О КОМИТЕТЕ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА
  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ УСЛУГИ
  • ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
  • ОБРАЩЕНИЯ
  • КОНТАКТЫ
  • Tugmani bosing Tinglash