Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech

Мамадалиев Одилжон Тоирович
начальник Управления распространения
информации, международного сотрудничества
и информационного обмена  Государственного
комитета Республики Узбекистан по статистике

Важность и значимость международного сотрудничества в области официальной статистической деятельности

Бурное развитие международных экономических отношений в XXI веке стимулирует страны оптимально использовать статистические данные и стремиться к совершенствованию национальных статистических систем. Сотрудничество национальных статистических ведомств имеет целью обмен статистической информацией и методиками, изучение опыта проведения статистических наблюдений, организация инфраструктуры официальной статистики, взаимодействие с пользователями и респондентами. Эта работа, в свою очередь, способствует совершенствованию национальной практики. Однако наиболее значимой представляется та сфера деятельности национальных статистических служб, которая осуществляется в рамках сотрудничества, организованного международными организациями. Сфера этого сотрудничества весьма широка, она включает в себя контакты в рамках международных рабочих групп, участие в работе совещаний, а также мероприятия по совершенствованию статистики.   

Основными направлениями международного сотрудничества в области статистики являются сбор данных от национальных статистических служб по программам международных организаций, распространение сопоставимой, по странам статистической информации, выработка международных статистических стандартов, руководств, рекомендаций и содействие их применению национальными статистическими службами.

В области статистики выделяются страны и организации, которые оказывают техническую помощь и направляют ресурсы в страны, где системы официальной статистики должны быть построены или усовершенствованы.

Сотрудничество организуется с учетом потребностей региональных группировок государств, что дает заметный эффект, так как очевидно наличие у стран схожих приоритетов в области статистики. Региональные программы сотрудничества поддерживают кооперацию между региональными группировками и между странами внутри этих группировок.

Функции региональных комиссий и конференций статистиков следующие:

– наблюдение за внедрением международных стандартов в странах региона и стимулирование их внедрения;

– организация технического сотрудничества;

– участие в разработке международных статистических стандартов;

– сбор и распространение статистической информации по региону;

– общая координация статистической деятельности в регионе.

Важной целью сотрудничества в области статистики является создание и разработка в странах системы сбора статистических данных как основы разработки политики и принятия решений, касающихся социально-экономического развития.

Высшим органом в «статистическом мире» является Статистическая комиссия ООН (далее СК ООН), которая принимает решения, касающиеся стратегии развития национальных статистических систем и выработки рекомендаций по теории и практике в сфере статистики.

В регионе Европы под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (далее ЕЭК ООН) в этом качестве функционирует Конференция европейских статистиков (Conference of European Statisticians).

Активную деятельность в области международного сотрудничества осуществляют статистические отделы специализированных учреждений ООН (ВБ, МВФ и др.) по следующим направлениям:

– взаимодействие с региональными организациями в целях эффективного использования ресурсов;

– содействие разработке статистических стандартов в конкретных сферах их компетенции (в качестве ведущих или вспомогательных организаций);

– стимулирование внедрения этих стандартов.

 

Методологическое единство показателей национальных счетов статистических систем является одним из важнейших условий международной интеграции. Внедрение СНС в практику работы статистических служб рассматривается СК ООН в качестве главного направления развития официальной статистики в странах мира, которое способствует международной сопоставимости результатов статистических наблюдений и расчетов. Определение уровня внедрения СНС в национальную статистическую практику оценивается, исходя из полноты представления требуемых данных в наднациональные организации, наличия в стране практических руководств и методик для проведения соответствующих статистических наблюдений и расчетов и основывается на анализе данных, сообщаемых статистическими службами стран Статистическому отделу Секретариата ООН в ежегодно рассылаемых им вопросниках по национальным счетам.

Также участниками процесса совершенствования статистики на международном уровне являются международные и наднациональные организации, не входящие в систему ООН, например, Статистический комитет СНГ, ОЭСР, Евростат и др. Их роль состоит:

– в содействии разработке международных статистических стандартов (в качестве ведущих или вспомогательных организаций);

– в обеспечении максимально возможной согласованности с мировыми стандартами;

– в наблюдении за внедрением международных стандартов в странах-членах;

– в содействии техническому сотрудничеству в согласованных тематических областях и определенных регионах.

 

Следует отметить, что все международные организации, как входящие в систему ООН, так и те, которые абсолютно самостоятельны, содействуют разработке и внедрению статистических стандартов из собственных стратегических потребностей и осуществляют эту деятельность в соответствии с теми приоритетами, которые определены Статистической комиссией ООН.

Для предварительного обсуждения теоретических и практических проблем в области статистики Секретариат ООН формирует «городские» группы экспертов, каждая из которых названа по месту проведения организующего семинара. Эти группы представляют собой объединения (открытые для желающих) представителей национальных статистических служб и статистиков, работающих в международных организациях, которые на семинарах и конференциях вырабатывают свои решения. Их роль заключается:

– в активном содействии разработке международных стандартов в конкретных областях статистики в соответствии с международной программой работы;

– в обмене информацией об оптимальной практике работы;

– в консультировании, разработке классификаций, подготовке руководств по просьбе СК ООН.

Официально признанными СК ООН «городскими» группами являются:

– Ворбургская группа. Сфера деятельности: статистика услуг. Организаторы: Статистический отдел Секретариата ООН, Статистическое управление Канады;

– Оттавская группа. Сфера деятельности: статистика цен. Организаторы: Статистический отдел Секретариата ООН, Статистическое управление Канады;

– Лондонская группа. Сфера деятельности: экологический учет. Организаторы: Статистический отдел Секретариата ООН, Евростат;

– Парижская группа. Сфера деятельности: статистика труда и заработной платы. Организаторы: Статистический отдел Секретариата ООН, Национальный институт статистики и экономических исследований Франции;

– Делийская группа. Сфера деятельности: статистика неформального сектора. Организаторы: Статистический отдел Секретариата ООН, Статистический департамент Индии;

– Канберрская группа. Сфера деятельности: статистика доходов домашних хозяйств. Организаторы: Статистический отдел Секретариата ООН, Статистическое бюро Австралии;

– Сиенская группа. Сфера деятельности: социальная статистика. Организаторы: Статистический отдел Секретариата ООН, Евростат;

– Группа Рио. Сфера деятельности: статистика нищеты. Организаторы: Статистический отдел Секретариата ООН;

– «Круглый стол». Сфера деятельности: реестры предприятий и обследования бизнеса. Организаторы: Статистический отдел Секретариата ООН.

Подобные функции выполняют и целевые группы экспертов, создаваемые решениями СК ООН.

В настоящее время работают целевые группы по статистике международной торговли, национальным счетам, сельского хозяйства, основного капитала, нематериальных активов, миграции.

Значительную роль в области совершенствования статистической теории и практики играет Международный статистический институт (далее МСИ), который организует свою работу по секциям:

– Общество Бернулли по математической статистике и вероятности;

– Международная ассоциация официальной статистики;

– Международная ассоциация статистических обследований;

– Международная ассоциация компьютеризации статистики;

– Международная ассоциация статистического образования.

Один раз в два года МСИ проводит сессии, на которых представляют доклады ученые и практики из разных стран.

Статистическая комиссия ООН как главный механизм объединения усилий статистиков всех стран мира и ее региональные отделения, в частности Конференция европейских статистиков, на своих заседаниях и в ходе текущей работы соответствующих секретариатов постоянно уделяют внимание проблемам оптимизации сбора статистических сведений от национальных статистических служб. Сбор сведений производится многими международными организациями с помощью вопросников по различным темам, но СК и Статистический отдел Секретариата ООН выступают в роли координаторов данного процесса.

На национальные статистические службы возложены функции головной организации по представлению статистической информации в соответствии с обязательствами государств перед международным сообществом, выполняя которые, они регулярно представляют статистические данные, ответы на вопросники и анкеты.

Статистическая информация собирается и другими организация и органами ООН по различным направлениям, например таким, как здоровье и система здравоохранения, гражданская авиация, транспорт, связь и коммуникации, права человека, потребление наркотических средств, преступность и пенитенциарная система, положение женщин, наука, техника и др.

Ведущая роль в мире по координации деятельности, связанной с разработкой и применением общепринятых стандартов, методик и определений в области трудовых отношений, принадлежит Международной организации труда (далее МОТ). Международные стандарты в различных областях статистики труда содержатся в резолюциях, принятых на международных конференциях статистиков труда (далее МКСТ). Резолюции МКСТ устанавливают цели и область действия статистических программ, основные понятия и определения, классификации, конкретные показатели, методы сбора и анализа данных, общие рекомендации относительно публикации данных.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, в соответствии с ее статусом межправительственной международной организации, занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства различных стран и является главным центром ООН по разработке сельскохозяйственной статистики.

Ведущую роль в развитии макроэкономической статистики играет МВФ. Эксперты Статистического департамента МВФ оценивают в странах статистическую деятельность на предмет ее соответствия принятым стандартам в области СНС, статистики цен, платежного баланса, статистики государственных финансов.

Национальные статистические службы заполняют специальный вопросник (отчет) МВФ, который содержит сведения о валовом внутреннем продукте, измеренном методом конечного использования и производственным методом, валовом национальном и располагаемом доходе, расходах на потребление домашних хозяйств, расходах на потребление органов государственного управления, некоммерческих организациях, обслуживающих домашние хозяйства, о накоплении основного капитала (включая чистое приобретение ценностей), об изменениях запасов материальных оборотных средств, импорте и экспорте, чистом производственном доходе из-за границы, валовом сбережении, а также о статистическом расхождении в оценках ВВП. Эти данные собираются и публикуются по кварталам.

На основании собранных от стран по вопросникам данных Статистический отдел Секретариата ООН публикует информацию по национальным счетам в статистических справочниках: Статистика национальных счетов: Основные агрегаты и таблицы, Статистический ежегодник, Тренды Европы и Северной Америки. МВФ аналогичные данные публикует в справочнике Международная статистика финансов.

Важным участником международного информационного обмена является Организация экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР), которая способствует сопоставимости официальной статистической методологии, применяемой в разных странах, выработке согласованной позиции стран по различным направлениям статистики, прежде всего это касается внедрения СНС и программ международных сопоставлений.

Международное энергетическое агентство (далее МЭА) ведет базу статистических данных, которую формирует на основе информации из вопросников, представляемых странами о производстве и использовании нефти, природного газа, угля, электроэнергии, тепла и др. МЭА имеет статус независимого органа, созданного в целях координации энергетических программ в странах и регионах мира, организации информационной поддержки международного энергетического рынка, обеспечения устойчивости международной торговли путем развития сотрудничества стран-производителей и стран-потребителей энергоносителей.

Примером наднациональной статистической организации является Евростат, который был создан для обеспечения пользователей ЕС надежной, полной и сопоставимой по странам статистической информацией. В этих целях Евростат применяет единые правила для сбора статистических данных от стран – членов ЕС, касающиеся практического применения экономико-статистических классификаций, концепций показателей и методов статистических наблюдений.

Международный информационный обмен предполагает, что все его участники говорят на одном «статистическом» языке или, по крайней мере, делают доступными для всех сведения о национальной системе официальной статистики, которые включают описания применяемой методологии и публикаций.

Стандарты распространения данных предназначены для создания благоприятных условий организации официальной статистической деятельности, ее стимулированию, удовлетворению национальных и зарубежных пользователей, обеспечению международной сопоставимости систем показателей, методов их расчета и сбора статистических сведений. Внедрение стандартов способствует лучшей координации усилий ведомств, создающих информацию внутри страны.

Особую роль здесь играет МВФ, который внедряет три системы, направленные на страны с разным уровнем развития официальной статистики:

– расширенная общая система распространения данных (р-ОСРД);

– специальный стандарт распространения данных(ССРД);

– специальный стандарт распространения данных плюс (ССРД+).

История внедрения стандартов началась в период 1990-х годов, в ходе финансовых кризисов, когда недостатки данных привели к запаздыванию в применении превентивных или корректирующих мер для смягчения экономических последствий. В ответ на это МВФ приступил к реализации инициатив в отношении стандартов данных, с тем чтобы добиться повышения прозрачности данных государств-членов и способствовать созданию ими надежных статистических систем. Так, в марте 1996 года МВФ внедрил Специальный стандарт распространения данных (Special Data Dissemination Standard - SDDS), а в декабре 1997 года – Общую систему распространения данных (General Data Dissemination System - GDDS).

SDDS был утвержден как первый из двух уровней, предусмотренных инициативой в отношении стандартов данных. Совет директоров МВФ установил SDDS в качестве ориентира для государств-членов в области предоставления экономических и финансовых данных для общественности. Цель заключалась в том, чтобы повысить доступность своевременной и полной статистики, помогая, тем самым, странам решать задачу проведения взвешенной макроэкономической политики и совершенствования работы финансовых рынков.

В свою очередь GDDS представляет собой структурированный процесс, посредством которого государства-члены МВФ берут на себя долгосрочное обязательство повышать качество данных, составляемых и распространяемых их статистическими системами для того, чтобы обеспечить потребности макроэкономического анализа.

Целью GDDS является помощь государствам-членам в развитии их статистических систем и используется в качестве инструмента развития для подготовки к переходу на SDDS.

При этом страны могут быть участниками только одной из систем: либо GDDS, либо SDDS. Присоединение государств-членов к SDDS или их участие
в GDDS носит абсолютно добровольный характер.

Присоединяясь к этим стандартам, правительства стран подтверждают твердую приверженность принципам прозрачности в отношении стандартов данных.

В целом, обе эти инициативы показали свою успешность, так как расширили диапазон, повысили качество и своевременность данных по странам, доступных для общественности, способствовали более глубокому пониманию рисков в финансовом секторе и международных финансовых отношениях, а также факторов уязвимости экономики этих стран в случае шоков.

Это позволило получить более качественную информацию как для использования в операциях на международных финансовых рынках, так и в качестве основы для оценки экономической политики в целом и, тем самым, облегчило процесс принятий решений в государственном и частном секторах.

Наряду с этим, инициативами ряда стран (в основном развитых стран) был создан третий стандарт,  или же наиболее продвинутая версия  SDDS +, а также 1 июля 2015 года Совет директоров МВФ утвердил внедрение более усиленной версии GDDS ((enhanced) e-GDDS) или же расширенной Общей системы распространения данных (р-ОСРД), которая фактически заменила GDDS от 1997 года.

Ключевыми изменениями в e-GDDS, по сравнению с GDDS, являются:

(а) оптимизация категорий данных с общими индикаторами, используемыми Фондом для наблюдения;

(б) улучшение доступа к данным путем включения Национальной страницы сводных данных (NSDP);

(в) установление путей достижения более высоких стандартов распространения через введение порогов распространения.

Стандарты предусматривают представление определенных наборов статистических данных в сети Интернет на web-сайтах национальных статистических служб, банков и других ведомств, формирующих статистические ресурсы.

Важно то, что они требуют от национальных статистических служб и других производителей статистики предоставлять пользователям информацию, которая позволяла бы оценить качество данных. Это достигается с помощью открытого опубликования источников и способов сбора данных, порядка доступа к ним, использованных методик с описанием их соответствия международным руководствам по статистике.

В настоящее время, 111 стран являются членами стандарта e-GDDS, 61 стран к SDDS и 14 стран к SDDS +, разработанные инициативами  МВФ.

Важнейшим направлением деятельности СК ООН является организация участия национальных статистических служб в программах международных сопоставлений. В рамках этих программ сравниваются физические объемы ВВП по странам. Именно ВВП является основной мерой для представления масштабов экономической деятельности страны и уровня ее экономического благосостояния.

Международные сопоставления требуют того, чтобы определение ВВП было одинаковым во всех странах, т.е. этот показатель должен выражаться в одной и той же денежной единице и с учетом элиминирования различий в уровнях цен на внутренних рынках стран.

Программу международных сопоставлений следует рассматривать как развитие национальных счетов и построение межстранового набора экономических счетов. Важно то, что национальные статистические ведомства должны координировать свои усилия с другими странами для обеспечения согласованности при сборе данных о ценах, который основан на использовании странами стандартных спецификаций. Часть спецификаций составляют базисные (обязательные для всех стран-участниц программы) товары. Они служат основой для наблюдений цен при региональных или групповых сопоставлениях. В региональной группе стран в набор товаров входят те, которые были предложены большинством стран этой группы, и большинство базисных товаров. 

Международное сотрудничество в деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике 

В соответствии с международными правилами и стандартами,  осуществление международного сотрудничества, а также обеспечение международных организаций необходимой статистической информацией предписано в Законе Республики Узбекистан «О Государственной статистике», утвержденном 12 декабря 2002 года.

Важную роль в развитии международных отношений и международном информационном обмене Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике с международными организациями и статистическими ведомствами других стран играет Постановление Президента Республики Узбекистан, принятое 31 июля 2017 года, «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике» №3165.

Постановлением утверждена пятилетняя программа, где определены приоритетные направления деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике и его территориальных подразделений на 2017-2021 годы, в частности, раздел IV посвящен расширению сотрудничества с международными организациями.

Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике ведутся активные работы по установлению тесных контактов и взаимного сотрудничества с международными организациями, статистическими и финансовыми институтами, статистическими ведомствами других стран.

Так как одним из важных направлений международного сотрудничества является обмен статистической информацией, которая служит реальному и полному отражению информации о Республике   Узбекистан в изданиях и банках данных международных организаций, Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике особое внимание уделяет предоставлению требуемой статистической информации международным организациям путем заполнения специальных вопросников по их запросу.

В частности,  в 2018 году Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике предоставит информацию путем заполнения 23-х вопросников международных организаций. В числе основных необходимо назвать следующие:

  1. СО Секретариата ООН:

– вопросник для Ежегодника по статистике производства промышленной продукции;

– вопросники по индексам промышленного производства;

– вопросник по статистике международной торговли услугами;

– вопросники для Демографического ежегодника (оценка населения; международная миграция и путешествия; естественное движение населения).

  1. ЕЭК ООН:

– вопросник по отдельным макроэкономическим показателям (индексы цен, индексы промышленного производства, заработная плата, розничная торговля, занятость, безработица, внешняя торговля);

– вопросник ООН по национальным счетам.

  1. ЭСКАТО ООН:

– вопросник для публикации «Азиатско-Тихоокеанский регион в цифрах» (статистика населения, социальная статистика, занятость, энергетика, национальные счета, внешняя торговля, финансовая статистика, индексы цен, промышленное производство, землепользование, транспорт, туризм);

– вопросник для Ежегодника ЭСКАТО (статистика населения, занятость, безработица, заработная плата, энергетика, внешняя торговля, финансовая статистика, индексы цен, промышленное производство, производство сельскохозяйственной продукции, землепользование, удобрения, рыболовство, производство промышленной продукции, транспорт, ДТП).

  1. ЮНЕСКО:

– вопросник по научным исследованиям и экспериментальным разработкам;

– вопросник по статистическим данным, касающимся фильмов и кинотеатров;

– вопросник по статистике грамотности;

– вопросник по статистике инноваций;

– вопросник по образованию;

– вопросник по образованию (национальная система образования);

– вопросник по образованию (МСКО 0-4);

– вопросник по образованию (МСКО 5-8).

  1. ФАО:

– вопросник по статистике производства сельскохозяйственной продукции.

  1. ЮНИСЕФ:

– информация для базы данных CRING;

– информация для базы данных TransMonEE. 

  1. Евростат, МТФ, ЕЭК ООН:

– общий вопросник по статистике транспорта.

  1. Международный союз электросвязи:

– вопросник по использованию ИКТ домохозяйствами.

  1. Статистический комитет СНГ:

– вопросник для межгосударственного обмена статистической информацией в рамках стран СНГ.

  1. АБР:

– страновой вопросник для публикации контрольных показателей по вопросам гендерного равенства и целей устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

  1. МВФ:

– ведение национальной страницы сводных данных, публикация необходимых финансово-экономических и других показателей в рамках р-ОСРД МВФ.

Наряду с этим, предоставляется информация по запросу иных международных организаций, финансовых и исследовательских институтов и других, выразивших свою заинтересованность в статистической  информации.

 

Налажено и активно развивается сотрудничество с международными организациями, такими, как структуры ООН, Евростат, ЕЭК ООН, Статистический комитет СНГ, Статком ОИС, МВФ, АБР и другие, в сфере обмена статистической информацией, обмена опытом, повышения квалификации сотрудников Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике путем
их участия на международных семинарах, тренингах, учебных курсах, а также в ходе ознакомительных поездок рабочих групп по определенным направлениям.

Налажено тесное сотрудничество с национальными статистическими службами  других стран, например с такими, как Российская Федеральная служба государственной статистики, Государственная служба статистики Украины, Государственный комитет статистики Азербайджана, Национальная служба статистики Грузии, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, организация «Statistics Korea» Республики Корея и др.

Особое внимание уделяется организации совместных мероприятий с международными организациями, в частности, проведения обучающих семинаров, совместных обзоров, привлечения консультантов, участия сотрудников на международных конференциях, семинарах, тренингах, учебных курсах, а также в ходе ознакомительных поездок рабочих групп по определенным направлениям.

В 2017 году в Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике совместно с ЕЭК ООН был организован семинар, где рассматривались  общая модель статистических бизнес-процессов и ее использование на практике,  а также вопросы ведения статистики относительно целей устойчивого развития.

На регулярной основе сотрудники системы Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике принимают участие на международных семинарах и учебных курсах. В частности, в 2017 году 53  сотрудника участвовали в 40 семинарах и учебных курсах в Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Испании, Венгрии, Греции, Сербии, Южной Корее, Китае, Таиланде, Турции, Беларуси, Литве, Черногории, Грузии, Казахстане и Азербайджане,  организованные такими международными организациями, как Статистический отдел ООН, ЕЭК ООН, ЮНИСЕФ, ФАО, Евростат, СИАТО, МВФ, Всемирный банк, Европейское общество свободной торговли и др.

В ноябре 2018 года совместно с ЕЭК ООН планируется проведение «совместного обзора» деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике на предмет соответствия международным принципам и стандартам.

Данный обзор позволит оценить современный уровень, выявить преимущества и пробелы, а также определить дальнейшие планы по устранению недостатков и совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

Совместно с ФАО и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в сентябре 2018 года планируется визит в Российскую Федерацию группы специалистов  Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике по изучению опыта Российской Федерации в проведении сельскохозяйственной переписи. Также совместно ЮНФПА и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в октябре 2018 года планируется визит группы специалистов  Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике для участия в пробной переписи населения, которая будет проходить в четырех регионах Российской Федерации.

Особо следует отметить принятие решения Республикой Узбекистан о внедрении стандартов расширенной Общей системы распространения данных (р-ОСРД) Международного валютного фонда. В 2017 году был принят ряд нормативно-правовых документов, а также, в соответствии с рекомендациями МВФ,  Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике назначен в качестве «Национального координатора».

 

В рамках внедрения р-ОСРД в Республике Узбекистан налажено тесное сотрудничество с МВФ, в целях оказания технического содействия в разработке и усовершенствовании показателей для их приведения в соответствие с международными стандартами, со стороны МВФ организовываются миссии по техническому содействию в данном направлении.

На официальном веб-сайте Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике создана страничка р-ОСРД МВФ, заполняемая Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике, Министерством финансов, Центральным банком и РФБ «Ташкент» необходимой информацией. Также, в соответствии со стандартом разработана и начиная с мая месяца 2018 года запущена  «Национальная страница сводных данных».

Безусловно, присоединение Республики Узбекистан к инициативам МВФ в отношении стандартов распространения данных и регулярное представление включенных в р-ОСРД показателей будет способствовать улучшению международного имиджа Узбекистана, продемонстрирует международному сообществу его реальные экономические достижения.

В целом, международное сотрудничество в области официальной статистической деятельности играет важную роль в обеспечении общества полноценной, качественной, достоверной, сопоставимой, прозрачной и актуальной информацией.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ В 2022 ГОДУ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПОВЫШЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЕ ДОКЛАДЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КАЛЬКУЛЯТОР ИНДЕКСА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
  • ГЛАВНАЯ
  • О КОМИТЕТЕ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА
  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ УСЛУГИ
  • ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
  • ОБРАЩЕНИЯ
  • КОНТАКТЫ
  • Tugmani bosing Tinglash