Внешнеторговый оборот республики за 2016 год составил 24309,4 млн.долл.США, по сравнению с прошлым годом 97,5 процента, в том числе со странами СНГ – 8461,5 млн.долл.США (88,6 процента), с другими странами – 15847,9 млн.долл.США (103,1 процента). Объем экспорта - 12178,7 млн.долл.США, импорта - 12130,7 млн.долл.США.
По сравнению с 2000 годом внешнеторговый оборот 2016 года увеличился в 3,9 раза. Удельный вес во внешней торговле стран СНГ составил 34,8 процента, других стран – 65,2 процента.
Если объем экспорта 2000 года был 3264,7 млн.долл.США, то за 2016 год этот показатель достиг 12178,7 млн.долл.США, и темп роста вырос в 3,7 раза. Удельный вес стран СНГ в общем объеме экспорта за 2016 год составил 36,3 процента, других стран – 63,7 процента.
В 2000 году объем импорта был 2947,4 млн.долл.США, а по итогам 2016 года этот показатель вырос до 12130,7 млн.долл.США, и темп роста увеличился в 4,1 раза. Удельный вес стран СНГ в общем объеме импорта за 2016 год - 33,4 процента, других стран – 66,6 процента.
Положительное сальдо экспорта и импорта в 2000 году составляло 317,3 млн.долл.США, этот же показатель за 2016 год составил 48 млн.долл.США (таблица 1).
Таблица 1
Внешнеторговый оборот Республики Узбекистан
за 2000-2016 гг.
млн.долл.США |
2000 г. | 2016 г. |
2016 год к 2000 году, в % |
|
Внешнеторговый оборот |
6212,1 | 24309,4 | 3,9 р. |
страны СНГ |
2297,8 | 8461,5 | 3,7 р. |
другие страны |
3914,3 | 15847,9 | 4,0 р. |
Экспорт |
3264,7 | 12178,7 | 3,7 р. |
страны СНГ |
1172,2 | 4415,3 | 3,8 р. |
другие страны |
2092,5 | 7763,4 | 3,7 р. |
Импорт |
2947,4 | 12130,7 | 4,1 р. |
страны СНГ |
1125,6 | 4046,2 | 3,6 р. |
другие страны |
1821,8 | 8084,5 | 4,4 р. |
Сальдо |
317,3 | 48,0 | х |
страны СНГ |
46,6 | 369,1 | х |
другие страны |
270,7 | -321,1 | х |
В течении 2016 года Узбекистан осуществлял внешнеторговые операции со 175 странами мира, и с 86 странами достиг положительного сальдо.
При этом, если доля стран СНГ во внешнеторговом обороте в 2000 году была 37,0 процента, то этот показатель в 2016 году составил 34,8 процента, по другим странам соответственно вырос с 63,0 до 65,2 процента (рисунок 1).
Рисунок 1
Доля стран СНГ и других стран
во внешнеторговом обороте, в процентах
Удельный вес экспорта стран СНГ вырос с 35,9 процента в 2000 году до 36,3 процента в 2016 году, а с другими странами снизился соответственно с 64,1 до 63,7 процента (рисунок 2).
Рисунок 2
Доля стран СНГ и других стран в экспорте,
в процентах
Доля импорта по странам СНГ за 2000 год составляла 38,2 процента, в 2016 году снизилась до 33,4 процента, с другими странами увеличилась с 61,8 до 66,6 процента (рисунок 3).
Рисунок 3
Доля стран СНГ и других стран в импорте,
в процентах
Благодаря диверсификации структуры промышленности за последние годы в республике изменилась структура экспорта и наблюдается его увеличение почти по всем группам товаров и услуг. Надо отметить, что по сравнению с предыдущими годами стал преобладать экспорт готовой продукции над экспортом сырья и материалов. В частности, в структуре экспорта доля хлопка-волокна в 2000 году составляла 27,5 процента, а по результатам 2016 года составила 5,2 процента, черных и цветных металлов - с 6,6 до 5,8 процента. Удельный вес экспорта вырос по продовольственным товарам с 5,4 до 5,7; химической продукции и изделий из нее - с 2,9 до 6,9; энергоносителей и нефтепродуктов - с 10,3 до 14,1; услуг - с 13,7 до 26,3 и прочих товаров - с 30,2 до 34,2 процента (рисунок 4).
Рисунок 4
Структура экспорта и импорта
Республики Узбекистан
Среди стран СНГ основными внешнеторговыми партнерами являются Россия и Казахстан, среди других стран – Китай, Турция, Афганистан, Иран и Республика Корея.
В настоящее время почти 2000 видов товаров и услуг экспортируются более чем в 168 стран мира (включая страны Европы, СНГ, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии). Начиная с 2000 года количество стран-партнеров по экспорту расширилось на 31 страну (рисунок 5).
Рисунок 5
Крупные партнеры в экспорте Республики Узбекистан
Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в экспорте
Благодаря реализации комплексных системных мер по углублению рыночных реформ, улучшению деловой среды, развитию конкуренции и защите частной собственности в последние годы увеличивается количество субъектов малого бизнеса в различных отраслях. Государственная поддержка экспортоориентированных субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства способствовала увеличению их вклада в рост объемов экспорта.
Рисунок 6
Удельный вес малого предпринимательства в экспорте
Как показывает динамика статистических показателей, роль малого бизнеса и частного предпринимательства в социально-экономическом развитии страны с каждым годом возрастает.
В 2016 году субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства экспортировано товаров (работ, услуг) на сумму 3223,2 млн.долл.США (26,5 процента от общего объема экспорта), что по сравнению с 2010 годом больше на 80,8 процента и почти в 10 раз больше чем в 2000 году.
Несмотря на то, что большая часть предприятий специализируется на оказании услуг и занимает около 45 процентов в экспорте малого предпринимательства, их деятельность также охватывает и широкий спектр производственных сегментов.
К числу основных экспортируемых продуктов относятся как свежая и переработанная плодоовощная продукция, так и готовые текстильные и кожевенные изделия, современные строительные и отделочные материалы, механические устройства, электрические машины и бытовые товары.
Рисунок 7
За 2016 год более 3000 предприятий малого бизнеса осуществили экспортные поставки в 154 страны мира.
Лидером по количеству предприятий, занимающихся внешней торговлей, и по их выручке от экспортной деятельности является г.Ташкент. Более 1150 предпринимателей обеспечили около 15 процентов экспорта в 2016 году, что составляет 18,3 процента от общего экспорта города.
Второе и третье места занимают Ташкентская и Самаркандская области. По числу малых предприятий и микрофирм, работающих на внешних рынках, они охватывают около 10 процентов и чуть более 9 процентов соответственно.
Рисунок 8
Доля регионов в объеме экспорта малого предпринимательства1)
1) Без учета не распределенных данных по регионам
Немного ниже доля у Андижанской, Ферганской и Наманганской областей. При этом объемы экспорта малого предпринимательства Наманганской области в общем экспорте региона занимает 87,4 процента, Андижанской – 72,0 процента.
Рисунок 9
Удельный вес экспорта малого предпринимательства в общем объеме экспорта региона
Увеличение экспортных поставок — это значимый ресурс для развития страны. Несмотря на наличие отдельных субъектов предпринимательства ведущих устойчивую внешнеэкономическую деятельность, в целом экспортные возможности предприятий реализуются не в полном объеме. Говоря о причинах можно назвать нехватку информации о возможностях и требованиях зарубежных рынков, высокую конкуренцию за рубежом, а также сложности с организацией коммуникации с зарубежными партнерами.
Информационная служба